«Да молчит всяка плоть человеча…»

  7 апреля 2018 года – Страстная неделя. Великая Суббота и Благовещение  Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.                        

                 В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Всуе хра­ни­ши гроб ку­сто­дие:
Не бо со­дер­жит ра­ка са­мо­жи­во­тия.

Сняв с кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Ни­ко­дим по­ло­жи­ли Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, на­хо­див­шем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При по­гре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иоси­е­ва.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о сво­ем вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли те­ла Иису­са Хри­ста и не ска­за­ли на­ро­ду: вос­крес из мерт­вых, – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та во­ен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.

«Хри­стос по­ло­жен был в но­вом гро­бе, в ко­то­ром ни­кто преж­де не был по­ло­жен, чтобы Вос­кре­се­ние не мог­ло быть при­пи­са­но ко­му-ни­будь дру­го­му, вме­сте с Ним ле­жа­ще­му; чтобы уче­ни­ки, по бли­зо­сти это­го ме­ста, лег­ко мог­ли прий­ти и быть зри­те­ля­ми слу­чив­ше­го­ся и чтобы сви­де­те­ля­ми по­гре­бе­ния бы­ли не толь­ко они, но и вра­ги. То, что по­ло­же­ны бы­ли пе­ча­ти на гро­бе и при­став­ле­на стра­жа из во­и­нов, это, дей­стви­тель­но, с их сто­ро­ны бы­ло сви­де­тель­ством по­гре­бе­ния, так как Хри­стос хо­тел, чтобы и по­гре­бе­ние Его бы­ло не ме­нее до­сто­вер­но, чем Вос­кре­се­ние. По­то­му-то и уче­ни­ки рев­ност­но ста­ра­ют­ся до­ка­зать, что Он дей­стви­тель­но умер. Вос­кре­се­ние Его име­ло быть под­твер­жда­е­мо всем по­сле­ду­ю­щим вре­ме­нем; меж­ду тем, ес­ли бы смерть Его в то вре­мя бы­ла скры­та и не сде­ла­лась со­вер­шен­но из­вест­ною, то это мог­ло бы по­вре­дить сло­ву о вос­кре­се­нии».

Все дни пре­вос­хо­дит св. Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, но боль­ше Че­ты­ре­де­сят­ни­цы свя­тая и Ве­ли­кая сед­ми­ца (Страст­ная) и боль­ше са­мой сед­ми­цы Страст­ной есть Ве­ли­кая и свя­тая Суб­бо­та. Ибо как в пер­вом ми­ро­тво­ре­нии Бог, со­здав все тва­ри и в ше­стой день окон­ча­тель­но со­тво­рив че­ло­ве­ка, в седь­мой день по­чил от всех дел сво­их и освя­тил его, на­име­но­вав суб­бо­тою, т.е. по­ко­ем: так и в де­ла­нии ум­но­го тво­ре­ния, со­вер­шив все (де­ло ис­куп­ле­ния), и в ше­стой день – Пя­ток, па­ки вос­со­здав­ши ис­тлев­ше­го гре­хом че­ло­ве­ка и об­но­вив его жи­во­нос­ным кре­стом и смер­тью, в на­сто­я­щий седь­мой день Гос­подь успо­ко­ил­ся, уснув жи­во­то­есте­ствен­ным и спа­си­тель­ным сном. Бог Сло­во пло­тью снис­хо­дит во гроб, снис­хо­дит же и в ад (1Пет.3:19-20) с есте­ствен­ной и бо­же­ствен­ной ду­шой, чрез смерть от­де­лив­ше­ю­ся от те­ла и пре­дан­ною им в ру­ки От­ца, Ко­то­ро­му Он при­нес и кровь Свою, сде­лав­шу­ю­ся на­шим из­бав­ле­ни­ем. Но ду­ша Гос­под­ня во аде не бы­ла удер­жа­на, по­доб­но ду­шам свя­тых, ибо она не под­ле­жа­ла пра­ро­ди­тель­ской клят­ве. Все­лил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос во гро­бе те­лес­но и с Бо­же­ством, со­еди­нив­шим­ся с пло­тью: но в то же вре­мя Он был и в раю с раз­бой­ни­ком, и, как преж­де ска­за­но, в аду с об­на­жен­ной сво­ей ду­шой, пре­есте­ствен­но же был как Бог неопи­сан­ный, неогра­ни­чен­ный: «ни­что же бо Бо­же­ству во гро­бе страж­ду­щу, яко же ни­же на кре­сте». Ис­пы­та­ло Гос­подне те­ло и тле­ние, т.е. раз­ре­ше­ние ду­ши от те­ла, но не раз­ру­ше­ние пло­ти и чле­нов и со­вер­шен­ную пор­чу их. Свя­тое те­ло Гос­подне Иосиф, сняв с дре­ва, по­гре­ба­ет в но­вом гро­бу и в вер­то­гра­де, над вхо­дом гро­ба по­ла­га­ет весь­ма ве­ли­кий ка­мень. От­се­ле ад со­дро­га­ет­ся и изум­ля­ет­ся, ощу­тив мо­гу­ще­ствен­ней­шую си­лу; и в ско­ром вре­ме­ни он, непра­вед­но по­гло­тив­ший, из­ры­га­ет и Хри­ста, – твер­дей­ший и кра­е­уголь­ный ка­мень, – и тех, ко­то­рых за­клю­чал во чре­ве сво­ем, как снедь и на­сла­жде­ние для се­бя. «Раз­ре­ше­ния в сти­хии, из ко­то­рых со­став­ле­но, и ис­чез­но­ве­ния не по­тер­пе­ло те­ло Гос­по­да», – го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин.                                                                                                     Азбука.ру

                       Благовещение всегда отмечается 7 апреля.  А даты Великого поста и Пасхи каждый год разные. В этом году Благовещение совпадает с днем Страстной субботы.  Благовещение непереходящий праздник, поэтому он всегда отмечается именно в этот день. Верующие вспоминают, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил о том, что Она родит Сына и «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Богоматерь смиренно приняла эту весть.

Благовещение отмечалось еще первыми христианами, но назывался этот праздник по-разному, и одним из названий этого дня было «Зачатие Христа». От Благовещения до Рождества Христова ровно 9 месяцев.

Встреча Марии и Архангела описана в самом начале Евангелия (Лк 1:26-38) . Это событие считается «главизной», то есть началом нашего Спасения. Отсюда начинается земной путь Господа, и в нескольких коротких строчках, рассказывающих об этом событии, слышится отзвук грядущего Христова Воскресения.

Страстная суббота – это день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Этот день еще называют днем тишины. Все уже позади – предательство, распятие, Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, не видимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.

И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь, которым прошел Христос, а рядом с ним и Богоматерь, до Пасхи.

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в этот день будет совершаться не Литургия Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Литургия Василия Великого совершается всего лишь десять раз в году, в том числе и в день, предшествующий Пасхе. Даже такой значимый праздник, как Благовещение, не может поменять это установление. Богослужение Великой Субботы будет иметь особенности, связанные с выпавшим на этот день двунадесятым праздником.

Кроме того, если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в праздник нельзя будет поесть рыбы. По монастырскому уставу рыба разрешена два раза за пост – в Благовещение и в Вербное воскресенье. Но значение каждого дня Страстной седмицы столь велико, что в эти дни верующие соблюдают особо строгий пост.

Искать мистическое значение в том, что Благовещение выпало на Страстную субботу, не стоит. Светлое Христово Воскресение может выпасть на любой день года в период с 4 апреля по 8 мая. При ранней Пасхе Благовещение может выпасть как на Страстную, так и на Светлую седмицы, и это значит лишь, что богослужение в этот день будет иметь свои особенности, связанные с двойным значением этого дня.                                                                                                                                           Фома.ру

                     Накануне 6 апреля, в  нашем Храме была отслужена Великая Вечерня с выносом плащаницы Господа  и Бога нашего Иисуса Христа. Это Богослужение — воспоминание снятия с креста тела Христова. За Великой Вечерней читаются ветхозаветные чтения в которых говорится и стадаях и смерти Спасителя, так же апостольское послание к коринфянам и Евангелие о последних моментах жизни Господа нашего Иисуса Христа. На пении тропарей «Благообразный Иосиф…» священники изнесли из алтаря плащаницу Господню и положили в уготованное место.  Так же за Великой  Вечерней следует повечерие на котором читается канон называемый «плач Богородицы» , написанный святым Симеоном Метофрастом еще в 10 веке. В этим каноне Божия Матерь обращается к своему Сыну оплакивая Его страдание и смерть.

                 После повечерия проповедь о Страстях Господних произнес  иерей Владимир Шишлов.

                Далее  за проповедью началась утреня на которой Священнослужители читали специальные статьи- стихи 17-й кафизмы, чередующиеся с  особыми краткими молитвословиями. Позже в конце Великого Славословия с пением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсметрный помилуй нас! » священники взяли Плащаницу на руки и пошли вокруг храма крестным ходом, в воспоминание того как хоронили Господа и полагали его во гроб, следом последовал молящийся народ.  Обойдя храм, зайдя священнослужители  встали у входа чтобы каждый мог пройти под плащаницей Господней.

Далее были прочитаны паремия (Ветхозаветное чтение), апостольское послание и отрывок из Евангелия о том как первосвященники и старейшины иудейские, запечатали гроб большим камнем и приставили к нему стражу. В конце Богослужения были пропеты стихиры на поклонение Плащанице Господней и все молящиеся были помазаны освященным елеем (маслом).

За Богослужением молились клирики, прихожане, насельники  и сотрудники «обители милосердия» .

На следующий день в самый день Великой субботы была отслужена Великая Вечерня в соединении с Божественной Литургией Святого Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

В особенность этого Богослужения входят 15 паремий (Ветхозаветных чтений) которые читаются после малого входа. В них  собраны все важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Господа  и Бога нашего Иисуса Христа. После следует чтение Апостола после которого на клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это — изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

После этого пения Священники в светлом облачении, подобно ангелам,  читают Евангелие, этим самым возвещая людям о Воскресении Христовом.

Далее Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком.  Но вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча…» Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…» Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

Ко Святому Причастию приступили многие молящиеся.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся.

Проповедь после отпуста произнес иерей Владимир Шишлов.

 

 

.

 

 

 

Просмотров (103)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *