Светлая Седмица

 

С 9 по 15 апреля- Светлая Седмица празднуется на нашем приходе.

 

 

          Несмотря на многолетнюю пропаганду безбожия и атеизма, многие  десятки, а то и сотни тысяч людей собираются в праздничную ночь Воскресения Христова, Пасху Господню в православные храмы.  Находит отклик в сердцах множества людей колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе Праздник праздников и Торжество из торжеств. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи к сожалению наступают серые будни, и прекращается торжественная пасхальная радость. Но на самом же деле Пасха Христова продолжается гораздо дольше, ведь  радость Воскресения Господа нашего Иисуса Христа настолько велика, что ее невозможно ограничить одним только днем!

Мы  с вами знаем что Господь пребывал на земле после своего Воскресения 40 дней.  Весь этот период  ПравославныеЦерковные богослужения  возвращают нас в Светлую и Святую ночь Пасхи. “Христос Воскресе!” – приветствуют друг друга все православные христиане и лобызают (целуют) друг друга троекратно. Но наиболее радостно и величественно проходят первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Первая эта седмица (неделя) после Пасхи, именуется  Светлой. Семь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6).

На Светлой седмице (неделе) отменяется пост в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста, так же отменяются земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

       Ежедневно по утрам, по окончании Божественной Литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами, с иконами, крестами, хоругвями, артосом и другими христианскими святынями. Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Воскресения Христова.  Крест как символ победы над грехом, проклятием и смертью и символ любви Божественной к людям, который  величественно несется впереди окружённый  сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением и каждый участник Крестного хода в отдельности и все они в совокупности выражают готовность следовать по стопам Христовым. В этом значении современные Крестные ходы сближаются по внутреннему содержанию с шествием верующих, сопровождавших Христа на Голгофу, с шествием жен мироносиц ко Гробу Спасителя. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Вместе с тем символика Крестного хода может иметь и более частные значения. Так, например, шествие по замкнутому маршруту очерчивает образ, напоминающий круг — символ Божественной вечности и бесконечности. В древности Крестными шествиями освящали все стихии природы (землю, воздух, воду, огонь). Это происходит от икон, фимиама (ладана), осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Вообще, надо заметить что практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Уже в первые века существования Церкви христиане организовывали по разным случаям особые торжественные, благодарственные или умилостивительные ходы.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые особо почитаемые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон или других святынь.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

        Все богослужения Светлой Седмицы (недели) совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень и так же это образ открытых врат в Царство Небесное которые нам отворил Воскресший Господь наш Иисус Христос.

Иверская икона Божией Матери

         Во вторник Светлой седмицы (недели) Православная Церковь празднует день Иверской Иконы Божией Матери. Этот праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон в XI веке. Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница (греч. Портаитисса) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан  апостолом и евангелистом Лукой.

       

Икона Божией Матери Живоносный Источнок

                   В пятницу Светлой Седмицы (недели) бывает память иконы Божией Матери “Живоносный источник,” и после Божественной Литургии  совершается освящение воды  перед иконой Божией Матери «Живоносный источник«. а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая. Для келейного чтения предназначен Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Живоносный Источник».

Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Божией Матери, став впоследствии императором (455 — 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834 — 1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм, который действует до сего времени.

         На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается  особый хлеб, называемый артос, который стоит около открытых Царских врат всю Светлую седмицу и  который берут с собою на крестные ходы. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.

В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

        Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.  И в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

        Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

      Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: “Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша” (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: “Радость моя! Христос воскресе”.                                                                              ( По материалам порталов Азбука.ру и Православие.ус) 

        Следуя древней апостольской традиции в нашем храме ежедневно всю Светлую Пасхальную Седмицу (неделю) совершались праздничные Богослужения. Вечерами служились пасхальные вечерня и утреня с каноном Пасхи, а утром пасхальные часы и Божественная Литургия Святого Иоанна Златоустого за которой все молящиеся имели возможность причаститься Святых Христовых Таин.

Каждый день после Божественной Литургии клирики и прихожане прихода с пением пасхального канона и пасхальных стихир, неся в руках крест, иконы и артос  шли крестным ходом вокруг храма, останавливаясь на четырех его сторонах. Каждая остановка сопровождалась чтением  одного из воскресного евангелия  и кроплением святой водой молящихся с пасхальными возгласами «Христос Воскресе!!!» и ответным «Воистину Воскресе!!!». Таким образом за неделю дважды был прочитан круг  Воскресных чтений из евангелия.

 

Просмотров (94)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *