Со 2-го по 6-ое марта 2020 года, прошли первые уставные постовые Богослужения в нашем Свято-Сергиевском Храме. На Богослужении молились клирики, прихожане храма и сотрудники православной «Обители Милосердия» с насельниками обители.
Важнейшим из многодневных постов Православной Церкви является Великий Пост. Он самый строгий и самый длинный в церковном календаре. Этот пост напоминает всем верующим о сорокадневном посте Господа нашего Иисуса Христа в пустыне и является приготовлением к Празднику праздников — Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Пост состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Порядок богослужений в период Великого Поста очень сильно отличается от совершаемых богослужений вне постового годичного круга. Период поста полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов. Отличается он, прежде всего тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам Божественная Литургия не служится, а вместо этого совершаются другие богослужения: утреня, вечерня, изобразительны, читаются и поются часы, вечером совершается великое повечерие. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров свт. Григория Двоеслова, по воскресеньям же – литургия свт. Василия Великого, а по субботам – свт. Иоанна Златоуста.
Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке сирийским подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином. Это был монах, поэт и богослов сирийской Церкви.
Покаянная молитва святого Ефрема Сирина читается как в храмах за богослужением, так и дома за утренним и вечерним правилом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь». (Земной поклон). «Боже, очисти мя грешного», (12 раз и столько же поясных поклонов). Потом повторить всю молитву и положить земной поклон.
Не считая Вербного воскресенья, на период Великого Поста выпадают 5 воскресных дней и каждый из них посвящен особому воспоминанию.
Во вторую, третью и четвертую субботы поста совершается особое поминовение усопших, во всех храмах служатся вселенские панихиды.
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Особенно и богослужение, совершаемое в храмах в это время. В первые четыре дня вечером (на Великом повечерии) во всех православных храмах совершается чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского – удивительного по глубине и красоте.
Молитвословие, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова канона, верующие сопоставляют жизнь кающегося человека со своей жизнью, каются, испрашивают у Бога прощения за грехи совершенные в жизни. Как бы из самой глубины человеческой души, из глубины грехопадения доносится покаянный, слезный вопль дивного канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» В каждый из этих дней прочитывается одна из четырех частей канона.
В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – пшеница, сваренная с медом и перемешанная с сухофруктами и орехами. Празднование это установлено по следующему случаю.
В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
С тех самых пор стало принято на первой седмице Великого Поста в пятницу освящать коливо.
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных Даров.
Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.
Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, – это тоска по Причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами.
Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к Таинствам и практики Причащения. Что хотите говорите и что хотите думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и Причастия. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». (pravoslavie.ru)
Просмотров (18)