«Благословен Грядый во имя Господне!»

1 апреля 2018 года- 6-ая неделя Великого поста, ваий, двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное Воскресение.           Значение праздника

Откуда же такая перемена? Чего ожидали жители Иерусалима, постилая под ноги едущего на ослёнке Христа свои одежды и пальмовые ветви и выпуская вперёд из толпы детей, чтобы они пели Господу осанну? Почему они оказались столь безумны, что буквально через несколько дней пришли ночью с ножами и деревянными кольями, чтобы схватить своего Мессию и повести на глумление и убийство?

Дело в том, что евреи ожидали земного владыку. Царя, который возродит их древнее государство, уничтожит Римскую империю и покорит евреям весь мир. Они ожидали сытости и изобилия земных благ, власти и раболепия язычников. И ради этого сами были готовы подчиняться и почитать…

Однако Господь глубоко разочаровал их своей проповедью: «Царство мое не от мира сего», «Царство Божие внутри вас есть», «возлюби ближнего своего, как самого себя», «пойди, продай имение твоё и раздай нищим».

Он учил своих последователей бренности этого мира, говорил о том, что собирать его сокровища бесполезно, так как и сам этот мир и жизнь в нём конечны. Призывал людей совершенствовать свою душу, устремлять свои мысли в будущую жизнь с Богом. Христос просил их потерпеть немного здесь, ради вечного блаженства там. Конечно же за такое его следовало убить!

Вот откуда этот кажущийся диссонанс между осанной в воскресенье и криками: «Распни, распни Его!» всего через несколько дней… Основная часть еврейского народа не желала жить вечностью и лишь немногие избрали путь своего Учителя.

Но эти немногие были правы — мы видим это сегодня, когда христианами является значительная часть населения Земли, и когда перед нашими глазами развернулись истории жизни тысяч и тысяч святых.

          События праздника

События торжественного въезда Спасителя в столицу Иудеи описаны у каждого из четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава), хотя и имеют незначительные отличия в деталях.

На третьем году своего общественного служения и проповеди, Христос с учениками прибывает в Иерусалим незадолго до празднования ветхозаветной Пасхи. Проходя вблизи Елеонской горы и Вифании, Спаситель отправляет вперёд двух учеников, указав им дом, в котором они должны найти ослицу и ослёнка (или одного ослёнка) и привести к нему.

Когда ученики отвязывают животное, местные жители спрашивают зачем апостолы делают это, на что те, наученные Спасителем, отвечают: «он надобен Господу!» Ученики приводят ослёнка ко Христу и Он въезжает в Иерусалим на нём, чтобы исполнить древние пророчества о Мессии.

Горожане и пришедшие в город иудеи частью помнят пророчества, а частью поражены произошедшим перед этим чудом воскрешения Лазаря, который три дня находился во гробе, и встреча превращается во всенародное торжество: перед Христом люди постилают свои одежды и срезанные пальмовые ветви, а дети громко прославляют Спасителя: «Осанна Сыну Давидову!» , «Благословен Грядый во имя Господне!», «Осанна в вышних!».

Потом Спаситель приходит в храм, откуда выгоняет меновщиков и торговцев: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», исцеляет страждущих различными болезнями и вечером уходит из города в Вифинию.

              Становление и особенности праздника

Вход Господень во Иерусалим (он же — Цветоносная Неделя) входит в число двунадесятых праздников – двенадцати самых главных церковных праздников после Светлого Воскресения Христова (Пасхи). В отличие от других двунадесятых праздников, этот не имеет предпразднства и попразднства.

В Восточных Церквях этот день в народе именуется Пальмовым воскресеньем (Неделей Ваий), а в России — Вербным воскресеньем, так как приходится на раннюю весну и верба практически единственное растение, начинающее оживать к этому моменту. Согласно историческим документам, вербу в праздник стали освящать как минимум с XI века.

Вербное воскресенье не имеет фиксированной даты, так как является частью подвижного годового богослужебного круга, связанного с праздником Пасхи. В 2018 году оно приходится на 1 апреля. Именно этим днём завершается период Великого поста.

Страстная седмица к Великому посту не относится и является отдельным малым постом, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни, предание на расправу, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа. События Страстной седмицы неразрывно связаны с событиями Лазаревой субботы и Входа Господня во Иерусалим.

Самое ранее описание праздника Входа Господня во Иерусалим встречается в воспоминаниях паломницы Этерии IV века. Вероятнее всего, торжественное празднование событий Цветоносной Недели зародилось именно в Иерусалимской Церкви.

Этерия писала, что в праздничное воскресенье, после обеда, верующие шли торжественной процессией от Елеонской горы к храму Воскресения Господня. Они несли пальмовые и масличные ветви, пели песнопения с рефреном: «Благословен Грядый во имя Господне!». Одни из первых упоминаний о празднике также встречаются у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века.

К седьмому веку праздник Входа Господня в Иерусалим стал общехристианским. До X века в иерусалимской богослужебной практике в этот день происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, вероятно, ехавший верхом на осле в подражание Спасителю.

Нечто подобное сохранялось и в соборном богослужении Константинополя до IX–XII столетий, а в Русской Православной Церкви упоминается в XVI-XVII столетиях. «Шествие на осляти» совершалось в Москве — от Успенского собора к собору Покрова-на-рву. В нём принимали участие не только патриарх с духовенством, но и царь с боярами и дворянами.

Во второй половине XVII века «шествие» на некоторое время распространилась на другие епископские кафедры России — Астрахань, Рязань, Казань и Тобольск, но к концу столетия вновь осталось только в Москве. При императоре Петре Великом традиция проведения «шествия на осляти» была упразднена.

В субботу накануне Вербного воскресения верующие приносят в храм пучки вербы. Во время полиелея на всенощном бдении священники совершают особый чин освящения верб и окропляют их святой водой. Позже православные христиане забирают веточки вербы домой, где хранят их, обычно возле икон, до праздника Пасхи. А некоторые верующие хранят освящённые вербы в течение всего года.

В день Входа Господня во Иерусалим христианам дозволяется ослабить пост и вкушать рыбу, подсолнечное масло, вино и морепродукты.                                                                                                                                 Православие.фм

    В нашем Свято-Сергиевском храме была отслужена Божественная Литургия Святого Святителя Иоанна Златоустаго  архиепископа Константинопольского, за которой молились клирики и прихожане прихода.

Священник вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

Проповедь перед  причастием произнес протоиерей Павел Крауз.

Накануне в субботу вечером было отслужено Всенощное бдение, на котором была совершенна праздничная Лития (усиленное моление), где совершалось освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (масла),  перед праздничным каноном были освящены ветви ваий и верб, после чего  все молящиеся были помазаны освященным елеем (маслом) и получили в подарок веточки вербы. В этот субботний вечер после прочтения Евангелия, привычный гимн воскресению «Воскресение Христово видевше…»  не поется.

 

 

Просмотров (62)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *